Взгляните на сельскохозяйственный ландшафт в вашем регионе, или стране. Вполне возможно, вы увидите, что небольшие хозяйства исчезают, так как традиционное фермерство становится невыгодным в последнее время. В тоже время, можно наблюдать рост объемов выращивания растений в городских условиях. Гидропоника является одной из главных причин роста городского сельского хозяйства с позиций, как хобби, так и коммерческого интереса. Когда речь заходит о семейном фермерстве и небольшом сельскохозяйственном производстве, то гидропоника поможет сделать ваше хозяйствование более эффективным. Это открывает двери для ведения бизнеса, как для небольших фермеров, так и для поставщиков гидропонного оборудования.
Гидропоника – это многообещающая область, так как она является альтернативой традиционным методам выращивания, обладая большей эффективностью и большей экономичностью. Так как в гидропонике вода подается напрямую к растениям, а не через почву (как в случае с обычным садоводством), то при эффективном использовании гидропонного оборудования производится на 25-30% больше растений на той же площади, чем при почвенном выращивании.
Другими словами при помощи гидропоники требуется на 25-30% меньше площадей для предпринимателей. Это явный плюс в пользу гидропоники, не так ли? Но не хватайтесь за такую возможность слишком быстро, давайте рассмотрим все аспекты, которые помогут вам решить, хотите ли вы заниматься коммерческим гидропонным фермерством.
Расстраивает тот факт, что 75-80% гидропонных предприятий разваливаются в первые пять лет своего существования. К сожалению, причиной таких неудач, как правило, является слабая предварительная подготовка и планирование. Владельцы предприятий игнорируют столпы, на которых держится успешный гидропонный бизнес. Недостаточные знания о гидропонике, наплевательское отношение к юридическим вопросам, а более всего плохое финансовое планирование – вот то, что убивает гидропонные предприятия в младенчестве. Давайте рассмотрим подробности и вооружимся знаниями, чтобы избежать упомянутых ошибок.
Вы не сможете выращивать на гидропонике, не понимая базовых основ этого типа культивации.
Посещение занятий гидропоникой помогут вам понять, что ожидать от участка земли, подвала или крыши, превращенных в ферму. На таких занятиях, семинарах, курсах вы научитесь, как создавать растворы, составлять правильные соотношения элементов и минералов, работать с различными типами субстрата.
Опять же, на этом этапе, вы поймете, что гидропонный бизнес – это не только фермерство. Сюда входят такие виды деятельности, как продажа гидропонного оборудования, предложение готовых решений для установки гидропонных садов клиентов, или дистрибуция продукции, выращенной на гидропонике местным компаниям (ресторанам, супермаркетам, и т. д.). Список может быть ограничен лишь вашим воображением и финансовыми возможностями.
Да, начинать нужно с получения знаний. В гидропоники техническая сторона крайне важна, и если вы не знакомы с гидропонной методикой, то качество и количество выращенных вами растениями могут упасть ниже уровней почвенных методик выращивания, что сводит на нет назначение гидропонного предприятия.
Изучение гидропоники также предполагает, что вы сами проведете определенные разыскания в плане потенциального рынка, на котором вы планируете вести свой гидропонный бизнес. Так что прежде чем решить, что именно вы будете делать в области гидропоники (фермерство, торговля, дистрибуция, консалтинг) изучите рынок ваших потенциальных клиентов: потенциал рынка, демографию, покупательские привычки и уровень доходов.
Прежде, чем начать свой бизнес, вам следует изучить все местные законодательные ограничения на коммерческое выращивание растений. В некоторых странах и регионах существуют ограничения, которым следует подчиниться. Посоветуйтесь с местной сельскохозяйственной комиссией или организацией, узнайте о законах, правилах электропотребления, использования воды, ограничениях использования химикатов, необходимых страховых операциях, разрешенном оборудовании, требованиях к состоянию воздуха при ведении закрытого сельского хозяйства, и так далее. Также, не исключено, что вам придется разъяснять местным властям плюсы выращивания на гидропонике. Также узнайте, какие лицензии и разрешения вам нужно приобрести, чтобы иметь возможность начать гидропонный бизнес.
И хотя ими руководят их собственные цели (как правило, объемы продаж), поставщики оборудования, как правило, являются наилучшим для вас источником информации о том, какое оборудование и какие питательные вещества вам понадобятся для начала. Поставщики знают всё о своем оборудовании, а также о том, как правильно его использовать. Мы уверены, что поставщики дадут вам бесплатную консультацию при условии, что вы покупаете оборудование у них. Они расскажут вам, какие овощи лучше всего вырастают на их оборудовании. Слушайте их, возможно, вам стоит переориентироваться в плане растений, которые вы собираетесь выращивать.
Выбирая поставщиков, лучше сравнить несколько. Узнайте от них всё, всё, что вы можете получить вместе с оборудованием, создайте сравнительную таблицу. Не концентрируйтесь только на цене, но на том, какие выгоды вы получите за ваши деньги: бесплатные консультации, поддержку, маркетинговые материалы.
Другой неожиданный совет – обратитесь к конкурентам. Компании, там, где вы планируйте открыть дело, быть может, не обрадуются вам и ничего вам не скажут, но те, для кого вы угрозы не представляете, возможно, поделятся советами.
Даже если у вас прекрасные идеи и полно мотивации и желания начать свое дело, вам нужно спланировать и спрогнозировать финансовую сторону вашего предприятия. Теплицы, туннели, трубы, оборудование для полива и системы контроля климата стоят довольно много. С другой стороны экономить тут нельзя, так как без правильного оборудования шансы продержаться в первые годы весьма малы.
Если у вас не хватает средств, вам придется подзанять (семья, банки, инвесторы). Для этого у вас на руках должен быть бизнес-план. В бизнес-план входит развернутое описание вашего планируемого дела, в том числе и финансовое. Вполне естественно, что дающие в долг, тут же смотрят на финансовую часть плана, чтобы понять насколько жизнеспособным будет ваш бизнес. Никто не хочет вкладываться во что-то малообещающее или несолидное.
Даже если ваш бизнес-план выглядит превосходно в остальных частях, нужно в первую очередь заняться укреплением финансовой секции. Если вы в этом ничего не понимаете, то лучшее всего посетить специальные курсы, или нанять специалиста, который бы научил бы вас, как это правильно делать.
Во-первых, начнем с того, что финансовая часть бизнес-плана не имеет ничего общего с бухгалтерией, хотя могут иметься и некоторые схожие моменты. Просто запомните, что бухгалтерский учет – это взгляд в прошлое, но таблицы с вашими тратами, прибылью, балансом и движением денежных средств – это взгляд в будущее. В бизнес-плане вы просто строите предположения.
Как мы уже говорили, задача финансовой секции вашего плана двояка. Во-первых, когда вы пойдете к инвесторам, они захотят увидеть цифры и прогнозы вашего роста. Во-вторых, эта секция поможет вам самим понять, как ваш бизнес будет работать и какую он вам принесет прибыль.
Будьте реалистами, прогнозируя ваши финансы. У инвесторов есть понятие «подхода хоккейной клюшки» к финансовому планированию. Это когда прогнозы прибыли остаются ровными на долгий период и выстреливают вверх только при новом вливании денег. Инвесторам интересна более динамичная и впечатляющая тенденция роста.
Чтобы ваш финансовый прогноз выглядел реалистично, разбейте числа на компоненты, по каналам продаж, или по целевым сегментам рынка, обеспечьте реалистичные прогнозы продаж и прибылей. Как вы можете предположить, это будут всего лишь ваши предположения, а не точные данные.
Когда вы будете писать саму финансовую часть плана, вам не надо будет следовать какому-нибудь определенному порядку разделов при сведении воедино цифр и документов. Вы может возвращаться назад и забегать вперед. Если вы составите отчет о движении денежных средств и увидите, что придётся менять прогноз продаж и расходов из-за него, вернитесь и измените.
Эксперты советуют начать с прогноза продаж. Создайте таблицу с прогнозом ваших продаж, по крайней мере, на три года. Создайте разные секции для разных направлений продаж и колонки ежемесячные для первого года, а также для месяцев или кварталов на второй и третий годы. Мы советуем создавать табличные блоки: один блок для штучной продажи, второй блок для цен, в третьем перемножаются количество штучных продаж на цены и получаются сами продажи, в четвертом будут содержаться издержки на единицу продукции, в пятом перемножаются количества штучных продаж на издержки на единицу продукции и получается себестоимость реализованной продукции. Себестоимость нужна для вычисления валовой прибыли. Валовая прибыль меньше себестоимости на продажи, и является полезным показателем для сравнения с различными стандартными соотношениями в индустрии.
Вам также нужно создать бюджет расходов. В общем, он нужен, чтобы показать, во сколько вам обойдутся прогнозированные продажи. Тут хорошо бы научиться отличать фиксированные расходы (аренда, зарплаты) и изменяющиеся расходы (реклама, продвижение). Как правило, чем меньше фиксированные расходы, тем меньше риски для компании. К сожалению, вам не избежать ни одного из фиксированных расходов - плату за аренду и зарплату не отложишь. Как мы уже говорили, это всего лишь прогнозы, так что не старайтесь высчитать налоги, или интерес, но создайте это добавление на основе ваших представлений о рынке и индустрии.
Разработка отчета о движении денежных средств – ещё одна необходимость. Это рубли, евро, доллары, которые вливаются в ваш бизнес и уходят из него. Его нужно представить полностью или частично в прогнозе продаж, балансе и других разделах. Его нужно расписать, по крайней мере, на первые 12 месяцев существования вашего предприятия.
Когда вы создадите отчет о движении денежных средств, вставьте в него такой фактор, как «периоды» за которые нужно оплачивать счета в индустрии (по закону и в рамках взаимоотношений с конкурентами и другими предприятиями).
Вам также небезынтересно будет узнать вашу чистую прибыль. Иными словами, вам нужно будет создать отчет о прибыли и потерях, в котором вы подробно распишете прогнозы как минимум на три следующих года. Здесь будут задействованы цифры из предыдущих разделов. Продажи минус расходы по продажам дадут вам валовую прибыль, валовая прибыль минус ваши расходы, интересы и налоги дадут чистую прибыль.
Нужно также создать прогноз баланса с активами и обязательствами. Их нет в отчете о движении денежных средств. Они нужны для предсказания прибыльности вашего бизнеса к концу финансового года. Тут нужно постараться, так как некоторые активы и обязательства – не очевидны. Например, интерес зафиксирован в доходах и расходах, а вот выплата основной суммы нет.
Идея в том, чтобы начать с активов и подсчитать, что вы получите в наличных по месяцам, дебиторскую задолженность (деньги, что должны вам клиенты), наличные товары (если есть), и все другие активы, включая землю, здания, оборудования.
Далее переходите к обязательствам – ваши задолженности, деньги, которые вы должны по неоплаченным счетам (кредиторская задолженность).
И последнее, но ничуть не менее важное, сделайте анализ безубыточности. Это отношение ваших расходов к прибыли от продаж. Он нужен в прогнозе на доходы (на три года). Как правило, жизнеспособная бизнес-модель позволит через определенный период времени выйти на окупаемость, что и нужно вашим инвесторам.